Загадки

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

По определению известного фольклориста В.И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса»

Другой советский фольклорист В.П. Аникин, определяет загадку как «мудрый вопрос», поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

В основе всех определений одни и те же признаки:

  • по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
  • описание не редко оформлено в виде вопросительного предложения;
  • как правило, это описание лаконично;
  • загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или предполагаемого вопроса.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы быта и др.

С развитием общества существенно меняется тематика и содержание загадок. Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время значительно расширился. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе. Загадка часто избирает объектом речи такие понятия, как Родина, труд человека, технический прогресс, общественная жизнь.

Интересно
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку – значит решить задачу, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную операцию.

В основе разных загадок лежит различный логический механизм.

Особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций при отгадывании. Успешность решения задачи, заключенной в загадке, зависит от того, какие стороны предметов и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях способствуют построению логически правильных суждений и умозаключений.

Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому загадка особенно привлекательна. И ее построение, и ее лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче.

Загадка – предельно малое по форме литературное произведение

Содержание некоторых загадок передается одним простым предложением. Например: Кто на себе свой домик носит? (Улитка).

Иногда к загадкам, составленным из нескольких повествовательных предложений, сам составитель, чтобы обострить конкретизировать ситуацию, добавляет вопросительное предложение:

Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)

Некоторые загадки имеют форму диалога, компонентом которого является вопросительное предложение:

– Эй, куда, борода?
– Берегись, наскочу, лбом хвачу! (Козел)

В загадках, не имеющих вопросительного предложения, вопрос возникает в сознании слушателя как невольное недоумение, потому что содержание текста кажется необычным. Сама непонятность, таким образом, является скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего:

Сам худ, голова с пуд.
(Что это?) (Молоток)

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводя людей в мир народной поэзии, доставляя им эстетическое наслаждение.

Загадка приобщает людей к народному вкладу мышления. Разгадывание загадок является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

Интересно
Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Очень широкое применение получили загадки в организации и проведении развлекательно-игровых программ. Загадку можно включить как самостоятельный элемент в ходе развлекательно-игровой программы для аудитории любой возрастной категории.

Очень интересно загадка сочетается с игрой. Например, ведущий объявляет, что открывает новый магазин. В нем будут продаваться разные товары: игрушки, овощи, канцелярские товары и т. д. Но покупателям этого магазина нужны не деньги, а ум, смекалка, сообразительность. Каждый покупатель должен подумать, что бы он хотел приобрести в этом магазине из имеющихся товаров и сказать ведущему – продавцу загадку про этот товар.

Часто для активизации аудитории ведущий развлекательно-игровых программ использует загадки-шутки. Например:

Без чего хлеб не испечь? – Без корки.

Что будет делать ворона, прожив три года? – Будет жить четвертый.

Что теплее шубы? – Две шубы.

Каких камней в море нет? – Сухих.

На какой вопрос нельзя дать положительный ответ? – Ты спишь?

Отчего петух когда поет, закрывает глаза? – Хочет показать, что поет наизусть.

По чему утка плавает? – По воде.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)