Игра как основной вид культурно-досуговой деятельности

Когда речь заходит об играх – детских ли, спортивных, военных, деловых сама собой возникает ассоциация с искусством.

Игра в искусстве – это сфера высокой гармонии, вдохновения, но, с другой стороны, игра – просто забава, развлечение.

В своей книге «Психология игры» Д.Б. Эльконин приводит мнение ученого, считавшего, что поиски определения игры – не более чем научные игры, так как игра не поддается определению.

И экскурс в этимологию слова проясняет не очень многое. Игра у греков – ребячество, у евреев – шутка, у римлян – радость, веселье, у немцев (германцев) – плавное, доставляющее удовольствие качание маятника.

Рассмотрим несколько попыток дать психолого-педагогическое определение игры.

М.А. Гузик: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной общей чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни».

Л.С. Выготский: «Игра, то есть иллюзорная реализация нереализованных желаний»

А.С. Макаренко: «Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе».

Л. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».

Интересно
Игра и для ряда педагогов считается непродуктивной деятельностью, а искусственно надуманным мероприятием для развлечения детей, ничего не имеющим с развитием их познавательной сферы. И как подтверждение – поговорка: «Игра игрой, а дело делом».

Но можно найти массу примеров совершенно иного рода.

М. Шеридан: «Свободная игра ощущений и представлений – отличительный признак красоты… Мудрецы верили, что и боги любили игры».

Н.Т. Оганесян: «Человек играет не только тогда, когда он является в полном смысле этого слова человеком, и не только тогда он является человеком, когда играет».

С.Л. Новоселова: «… дух, производящий вселенную одной лишь властью творческой роли и создающий себя единым с этой вселенной, отдается возвышенной радости свободной деятельности – «божественной игре».

Л.С. Выготский: «Функция, которая старше и первозданнее всей культурной жизни. Это функция есть игра».

С.Л. Рубинштейн: «Искусство – божественная игра. Эти два элемента – божественности и игры – равнозначимы»

Трудно представить себе что-либо, о чем высказывались бы столь противоположные мнения: от «несуществующего для жизни» до «сущностного в человеке».

Общий смысл определения игры сводится к тому, что игра – реальность, которая прорывается наружу из недр бытия, где происходит активный рост становления важнейших жизненных процессов: становление личности – в игре ребенка, становление духа – в искусстве, становление нации – в обрядовых играх и эпосе.

Игра – это прежде всего испытание предела возможного, что в виде правил регламентирует нашу жизнь.

В русском языке слово «игра» означает проводить время в каком-нибудь занятии, служащем для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)