Понятие исправительная педагогика
Исправительная педагогика – сравнительно молодая отрасль педагогической науки. Ее появление связано с гуманизацией советской уголовной и исправительно-трудовой политики в 50–60-х гг. ХХ в.
Для руководства воспитательной работой в штаты политотделов ввели должность заместителя начальника политотдела, а несколько позднее – должности инструктора и старшего инструктора по политико-воспитательной работе с заключенными.
Были поставлены новые задачи:
- усилить агитационно-пропагандистскую работу;
- организовать целенаправленное индивидуальное воспитательное воздействие на заключенных и сформировать из их среды работоспособный актив;
- уделить внимание повышению общеобразовательной подготовке заключенных, открыв для этого начальные и семилетние школы, и т. д.
Культурно-воспитательная работа заменялась политико-воспитательной.
Центральное место в ней отводилось политическому воспитанию правонарушителей. Так, в 1957 г. в структуре исправительно-трудовых колоний были созданы отряды, объединяющие в себе по 50–120 осужденных, введены должности офицеров-воспитателей – начальников отрядов. Отряд стал центром воспитательной работы с осужденными.
Потребности практики обусловили необходимость научного обоснования деятельности по исправлению осужденных, разработки теоретических и методических основ политико воспитательной работы с ними. Данное обстоятельство и послужило причиной возникновения в начале 60-х гг. ХХ в. особой отрасли педагогики – исправительной педагогики.
Исправительная педагогика оперирует специальными терминами, среди которых важными являются «ресоциализация», «исправление», «правопослушное поведение (образ жизни)», «исправительный процесс», «воспитательная работа с осужденными», «критерии исправления».
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (УИК) исправление осужденных – формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни. В литературе используется термин «ресоциализация осужденных», который часто идентифицируют с термином «исправление». Однако последний – более глобальный – включает в себя и ресоциализацию.
Под ресоциализацией понимается целенаправленный процесс восстановления и привития социально полезных качеств личности, детерминирующих законопослушное поведение и в целом образ жизни осужденного в период наказания и после его отбытия, отвечающий нравственным и правовым нормам.
Готовность к правопослушному поведению представляет собой определенное качество психического склада личности, которое обусловливает субъективную необходимость и возможность осуществлять свою жизнедеятельность, соблюдая требования законов.
Готовность осужденного к правопослушному образу жизни означает наличие в его психическом складе целостной совокупности психических свойств, которые внутренне детерминируют субъективную необходимость и возможность осуществлять им правомерное поведение в различных сферах жизнедеятельности: материального обеспечения жизни, взаимодействия с другими людьми, потребления и досуга.
Воспитательная работа с осужденными – планомерная, основанная на педагогических принципах, формах и методах деятельность сотрудников исправительных учреждений (ИУ), представителей государственных органов и общественных организаций, направленная на достижение целей исправления осужденных и обеспечения их поведения в соответствии с установленным порядком отбывания наказания.
Важным методологическим вопросом (и научно-практической проблемой) исправительной педагогики является определение признаков исправленности осужденного, критериев изменения в личности и поведении. В этой связи понятие «критерии исправления» является одним из ключевых.
Критерии исправления – совокупность признаков, с помощью которых оцениваются изменения, происходящие в личности и поведении осужденного.
Оценка происходящих изменений осужденного осуществляется, основываясь на системе отношений личности, проявляющихся в трех основных сферах жизнедеятельности, соотносимых с нормами уголовно-правового запрета:
- Материального обеспечения жизни (отношение к труду, собственности, наличие трудовых умений и навыков и т. д.).
- Взаимодействия с другими людьми (отношение к обществу, сотрудникам ИУ, другим осужденным, родственникам, потерпевшему и т. д.).
- Потребления и досуга (отношение к алкоголю, наркотикам, умение правопослушно отдыхать, развлекаться и т. д.).
- На отношении к средствам исправления, правилам, законам и требованиям морали, совершенному преступлению и наказанию и т. д.
Объектом исправительной педагогики является воспитательная система исправительного учреждения, т. е. объектом изучения выступает:
- целостная педагогическая структура, включающая в себя цель и задачи системы;
- содержание воспитания;
- формы, методы и направления воспитательных воздействий;
- субъект и объект исправления;
- условия, в которых возникают и протекают психолого-педагогические отношения;
- воспитательный процесс.
Предмет исправительной педагогики – закономерности и особенности практики исправления осужденных.
- Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных
- Структура самодеятельных организаций осужденных
- Цели и принципы работы самодеятельных организаций осужденных
- Становление и развитие самодеятельных организаций осужденных
- Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных
- Организация информационного потока на сознание осужденных
- Методические основы изучения неформальных групп осужденных
- Материальная база воспитательной работы с осужденными
- Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу