Самодеятельные организации как орган самоуправления коллектива осужденных

Одной из задач самодеятельных организаций является развитие в среде осужденных элементов самоуправления, формирование коллектива.

Впервые элементы самоуправления были использованы в США в Филадельфии в 1793 г., где заключенными было разработано и принято постановление по поддержанию чистоты в помещениях тюрьмы.

Самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обес­печивающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значи­мых целей.

Самоуправление в коллективе осужденных можно определить как совместную общественную деятельность осужденных, осуществляемую са­мостоятельно или совместно с представителями администрации учреждения, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в отряде (колонии), направленной на ре­шение социально ценных задач.

Интересно
Стратегической целью самоуправления является стимулирование общественно полезной активности осужденных. Именно данное состояние активности личности выступает условием формирования желания самоизмениться (как условие исправления осужденных).

Самоуправление следует рассматри­вать как важное педагогическое средство исправления осужденных. Совместная деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению, обязательно отражается в чертах личности. Участие осужденных в работе самоуправления помогает сформировать у них такие ка­чества личности, как самостоятельность, активность, ответ­ственность, инициативность, дисциплинированность и т. д.

С другой стороны, без самоуправления невозможно в полной мере эффективно обеспечивать дисциплину и порядок в отряде (колонии), создавать нормальные материально-бытовые условия проживания, организовывать досуг осужденных. Это выступает тактической целью самоуправления.

Интересен опыт ИК-20 Мозыря по организации самоуправления посредством организации работы СВП и ЗПО, которая является одной из основных секций совета колонии. Подбор кандидатов в основной состав СВП и ЗПО производится из числа осужденных СВП и ЗПО отрядного звена, как правило, с испытательным сроком на два месяца.

Дважды в сутки председатель СВП и ЗПО докладывает руководству учреждения о текущей обстановке среди осужденных, находящихся на производственной зоне, в жилых секторах, а также при проведении массовых мероприятий, допущенных осужденными нарушениях. После обсуждения и анализа доклада ставится конкретная задача старшим отделений и постов.

Работа СВП и ЗПО строится на четырех отделениях, состоящих в свою очередь из восьми стационарных постов, которые оборудованы внутренней телефонной связью, позволяющей быстро и своевременно реагировать на происходящую обстановку. Дежурство на постах осуществляется кругло­суточно, посменно. Докладная записка о результатах работы каждого поста (отделения) передается председателю СВП и ЗПО для доклада заместителю начальника учреждения по режиму и оперативной работе и начальнику режимного отдела.

Посты контролируют:

  • пост № 1 – управление и блокировку электрозамков локальных участков;
  • пост № 2 – вход (выход) осужденных в комнаты длительного свидания, локальные участки осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и карантина;
  • пост № 3 – проведение физкультурно-массовых мероприятий и тыльную сторону локальных участков трех жилых корпусов;
  • пост № 4 – вход (выход) в столовую, работу дежурного наряда по столовой, дежурство по столовой во время приема пищи;
  • пост № 5 – работу банно-прачечного комбината и тыл административного здания;
  • отделение № 4 – производственную зону путем рейд-проверок и с помощью постов № 6, 7, 8;
  • посты № 6, 7, 8 – вход (выход), въезд (выезд) на производство, в цеха, кочегарку, сушилку и тыльную сторону производственной зоны.

Старшие отделений также еженедельно проводят собрания председателей отрядного звена для обсуждения вопросов, связанных с непосредственной жизнедеятельностью осужденных, после чего ставятся конкретные задачи. Информация анализируется и докладывается заместителю начальника учреждения по режиму и оперативной работе и начальнику режимного отдела также для получения очередных задач.

К органам самоуправления осужденных относятся актив осужденных; собрание отряда (возможно собрание осужденных учреждения при достаточно высоком уровне управляемости, правопорядка в учреждении и общественно полезной активности осужденных); совет отряда; совет колонии.

К активу осужденных относятся члены советов отрядов, колонии, руководители секций, а также завхоз отряда (старший дневальный), который под управлением начальника отряда выполняет распорядительно-хозяйственные функции в отряде, руководители первичных коллективов осужденных (бригадиры, председатели отделений в ВК и т. д.).

При определенных условиях, когда создаются временные коллективы осужденных (группа по подготовке праздничного концерта, посвященного значимому событию, информационно-просветительская группа, музыкальный коллектив, театральная труппа, иной творческий коллектив и т. д.), они могут выступать органами самоуправления в определенной деятельности, их руководители считаются активистами.

Создание временных органов самоуправления опреде­ляется конкретной задачей, стоящей перед коллективом.

В составе временных органов самоуправления могут быть только те, кто участвует в решении данной конкретной задачи

Собрание отряда является высшим органом отрядного самоуп­равления, одной из основных форм коллективной воспитательной работы, обеспечивающей каждому осужденному право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности отряда. Собрание отряда проводится ежемесячно.

Педагогическими целями собрания являются:

  1. Подведение итогов жизнедеятельности отряда за предыдущий месяц.
  2. Оказание воспитательного воздействия на осужденных отряда, направленное на укрепление дисциплины.
  3. Формирование добросовестного отношения к труду, учебе, профессиональной подготовке.
  4. Формирование желания проявлять общественно полезную активность, участвовать в работе самодеятельных организаций осужденных.
  5. Формирование благоприятного морально-психологического климата в отряде, культуры поведения и взаимоотношений осужденных.
  6. Позитивное восприятие осужденными проводимой администрацией работы в отношении осужденных.

Важным требованием при организации самоуправления осужденных является систематическая качественная работа по тщательному подбору, продуманной расстановке и обучению актива.

В органы самоуправления необходимо подбирать наиболее подготовленных осужденных с достаточным образовательным и интеллектуальным уровнем, определенными волевыми и деловыми качествами, организаторскими способностями, коммуникативными умениями и навыками, выдержанных, с достаточным положительным авторитетом в среде осужденных, и обладающих тактом, энергией, распорядительностью, вниманием к младшим, честностью.

Это должны быть осужденные, которые разделяют политику руководства ИУ в повышении правопорядка в учреждении, по развенчанию воровских норм и традиций. Кандидат в актив должен своим поведением зарекомендовать себя с положительной стороны, быть наиболее дисциплинированным, социально активным.

Он должен осознавать, что активисту не предоставляется никаких льгот по сравнению с другими осужденными, что он не освобождается от работ по уборке, благоустройству и самообслуживанию учреждения, не имеет право носить одежду гражданского образца, пользоваться индивидуальными электробытовыми устройствами (телевизором, DVD-проигрывателем, чайником и т. д.), не имеет поблажек в случае совершения им нарушения установленного порядка отбывания наказания, создания конфликтов с другими осужденными и т. д.

Назначать председателей совета, секций необходимо во всех случаях, когда нет крепкого коллектива. Активисты должны назначаться из числа влиятельных осужденных приказом руководителя учреждения, но предварительно кандидатуры должны быть обсуждены на заседании совета воспитателей, собрании отряда.

В организованных коллективах с сильной самодеятельной организацией следует переходить к выборности актива

Не менее важно грамотно наделить активиста постоянными общественными обязанностями (поручениями) с учетом его организаторских, а также наличия творческих, спортивных, ораторских и иных способностей.

Систематическая учеба актива – одно из важных направлений работы с самодеятельными организациями и органами самоуправления.

В ИУ целесообразно создавать постоянно действующие школы обучения актива, учеба которого должна осуществляться по специальной программе и стать неотъемлемой частью организации исправительного процесса и сплочения коллектива осужденных. Занятия проводятся начальником колонии, его заместителями, руководителями частей их служб, закрепленными за соответствующими секциями.

Руководители учреждения, закрепленные за секциями совета колонии, ежемесячно должны проводить заседания секции в масштабе всего учреждения. Учеба должна строиться на анализе практики работы самодеятельных организаций, исходя из перспектив, стоящих перед учреждением, коллективом осужденных.

Интересно
На занятиях рассматриваются формы и методы общественно полезной активности, практические вопросы руководства коллективом осужденных, разбираются конфликтные ситуации, возникающие в среде осужденных, проводится обучение умению правильно разрешать эти конфликты.

Изучается положительный опыт работы самодеятельных организаций осужденных других ИУ (другого отряда осужденных). Анализируются наиболее типичные случаи из жизни колонии. При этом рассматриваются действия активистов, указываются недостатки в их деятельности, даются правильные советы и рекомендации. Все это способствует росту актива, повышению его общественной активности.

Активист не должен иметь необоснованных льгот. Нельзя активистам и органам самоуправления делегировать режимные и организационно-распорядительные полномочия: распределять спальные места в жилом помещении отряда, составлять графики уборок жилых помещений или прилегающей территории, назначать «дневальных», определять внеочередные дежурства, распределять количество суток, предоставляемых на длительное свидание и т. д.

Недопустимы исключения, которые администрация учреждения иногда также позволяет в отношении активистов в виде официального разрешения носить одежду гражданского образца, пользоваться индивидуальными электробытовыми устройствами или курить в неустановленном месте (в бытовых помещениях, комнатах хранения личных вещей осужденных, подсобных помещениях клуба и т. д.).

Отрицательный резонанс в среде осужденных вызывают факты, когда на грубое нарушение со стороны активиста, факты притеснения активистами других осужденных, вымогательства продуктов питания, денег администрация ИУ не реагирует. Это возможно при полном попустительстве со стороны начальника отряда и других должностных лиц управлением жизнедеятельностью отряда, незнании обстановки в отряде, преступном исполнении своих должностных обязанностей.

Указанное приводит к подрыву авторитета активистов и органов самоуправления, способствует тому, что большинство осужденных с раздражением начинает к ним относится, формирует неблагоприятный морально-психологический климат в среде осужденных.

Кроме того, разрушает авторитет власти администрации учреждения, формирует негативный образ сотрудника, подрывает доверие к сотрудникам ИУ и в конечном итоге отрицательно влияет на уровень управляемости и правопорядка всего учреждения.

Если подобное отношение к активу граничит с попустительским отношением администрации ИУ к осужденным отрицательной направленности, придерживающихся воровских норм и традиций, когда сотрудники «не замечают» откровенного игнорирования ими режимных требований (нарушают форму одежды, не выходят на коллективные воспитательные мероприятия, в столовую, самовольно занимают спальные места, не выполняют работы по уборке и самообслуживанию учреждения по графику и т. д.), то начинается сращивание актива с лидерами осужденных отрицательной направленности, формирование у них единых противоправных ожиданий на период отбывания наказания, совместное вымогательство у других осужденных продуктов питания, предметов первой необходимости, денег (в том числе посредством перевода на их лицевые счета) и т. д. В конечном счете это способствует дестабилизации оперативной обстановки.

В целях стимулирования работы активиста, подкрепления его положительного авторитета, общественного статуса следует, например, предоставить ему максимально возможное время пребывания на длительном свидании (трое суток), «лучшее» спальное место в жилом помещении (наряду с другими положительными осужденными), дополнительный заработок в размере 10–20 % его производственного заработка.

Подобные «льготы» должны быть гласны, т. е. обоснование их предоставления должно быть открыто доведено до других осужденных на собрании отряда

Грубое нарушение, допущенное активистом, должно стать основанием для освобождения его от активной общественной работы и привлечения к строгой дисциплинарной ответственности.

Помимо грамотного подбора, расстановки и обучения актива следует отметить следующие требования к организации самоуп­равления осужденных:

  • деятельное наполнение работы органов самоуправления. Само­управление невозможно без совместной деятельности (трудовой, творческой, спортивной и т. д.). Соответственно цели деятельности направляют и работу органов самоуправления;
  • добровольность и выборность органов самоуправления;
  • сменяемость и периодическая отчетность актива перед коллективом осужденных (реальная возможность отзыва осужденного, не оправдавшего доверие коллектива);
  • обязательное представительство коллективов отрядов в органах колонийского самоуправления;
  • гласность принимаемых решений, кол­легиальность их разработки;
  • взаимодействие всех органов самоуправления;
  • взаимодействие осужденных и администрации учреждения при подготовке, принятии и выполнении решений;
  • самоуправление в ИУ имеет относительный, а не абсолютный характер, касается в основном бытовых отношений, художественно-творческой деятельности и некоторых аспектов производственной деятельности;
  • все решения органов коллектива осужденных на заключительной стадии обязательно утверждаются руководством отряда (учреждения) и лишь после этого приобретают обязательную силу для всех осужденных. Это является практическим осуществлением функции педагогического руководства и правового контроля над самодеятельными организациями со стороны администрации и педагогических коллективов (в частности, советов воспитателей);
  • постоянный мониторинг неформальной структуры в среде осужденных, ее субкультуры и традиций, структуры осужденных отрицательной направленности, их отношения к активу, органам самоуправления и той деятельности, которую они осуществляют;
  • постоянный мониторинг и контроль администрации за деятельностью актива, выполнением поручений, взаимоотношениями в их среде, направленностью взглядов, скрытых конфликтов и т. д. Кроме того, контроль должен осуществляться и со стороны членов самодеятельных организаций. С этой целью осуществляется регулярное заслушивание председателей советов, руководителей секций на своих заседаниях, подводятся итоги работы, выявляются недостатки, а также намечаются необходимые меры по их устранению, дается оценка работе отдельных активистов. Такая же работа проводится и советом воспитателей отряда.

Неотъемлемым элементом системы самоуправления явля­ется выполнение осужденными постоянных и временных поручений. Они помогают осужденным стать субъектами жизнедеятельно­сти, происходящей в отряде и учреждении.

Воспитательный потен­циал поручения возрастает, если оно соответствует следующим требованиям:

  1. Выполняемая осужденным работа должна быть для него личностно значимой. Для этого необходимо осужденному разъяснить значение поручения.
  2. Цель поручения должна быть четко сформулирована.
  3. Сроки выполне­ния поручения четко установлены.
  4. Возможные варианты помощи и поддержки осу­ществляемой деятельности разъяснены.
  5. Права и обязанности у исполнителя поручения должны быть реальны и конкретны.
  6. Выполняемые поручения должны иметь развивающий характер: от простого к сложному; желаемого к обязательно­му; исполнительской к руководящей функции.

Ошибочна практика работы с ин­дивидуальными поручениями осужденных, когда они сначала распределяются, а затем предпринимаются попытки, чаще всего безуспешные, наполнить их деятельностью.

Нередко про индивидуальные поручения вообще забывают.

Путь развития самоуправления в рамках самодеятельных организаций осужденных можно предста­вить следующим образом: от деятельности при непосредствен­ном руководстве сотрудника учреждения к проявлению инициативы в этих же условиях, а далее – к самостоятельным действиям и про­явлению инициативы без непосредственного руководства представителем администрации.

Для реали­зации данного подхода надо иметь отчетливые и адекватные представ­ления об уровне сформированности коллектива, о состоянии в нем эмоционально-психологических межличностных отношений, наличии у осужденных, особенно входящих в когорту активистов, организаторских умений и навыков.

Интересно
Формирование коллектива осужденных с действующими органами самоуправления – сложная и напряженная работа. Нельзя забывать о неформальной жизни осужденных, распространенности уголовных традиций.

Необходимо исключить подчинение самодеятельных организаций воровским авторитетам и максимально нейтрализовать их влияние на деятельность секций или совета коллектива, не допускать проникновения в них приспособленцев и прямых представителей от этих неформальных лидеров. Речь прежде всего идет о руководящих органах самодеятельных организаций, которые должны быть свободными от негативного влияния этих групп и максимально ориентированы на общественно полезную деятельность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)