Научно-методическая работа преподавателя как фактор качественного научно-методического обеспечения

Одним из основных видов образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых преподавателями вуза в целях овладения методами, приемами и технологиями учебно-воспитательного процесса, является научно-методическая работа.

К ней также относятся творческое применение указанных инструментов, поиск новых наиболее рациональных форм и методов организации образовательного процесса, его проведение и обеспечение.

Эта работа поддерживается методической службой вуза.

Данный вид образовательной деятельности невозможен без научно-исследовательской работы, которая входит в число приоритетных направлений формирования единого образовательного пространства вуза, базирующегося на обеспечении тесной взаимосвязи фундаментальной науки, образования и профессиональной среды будущих специалистов.

Повышение качества учебного процесса, научно-исследовательской и научно-методической работы рассматривается руководством как стратегическая задача и инструмент обеспечения жизнеспособности, устойчивого развития и продвижения учебного заведения в мировом сообществе.

С учетом приоритетности обеспечения качества научно-исследовательской работы (НИР) определяются стратегические цели, задачи и показатели, посредством которых происходит реализация целевых ориентиров развития НИР вуза.

Научно-методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, на повышение педагогического мастерства преподавателей, на совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, на улучшение всех форм, видов и методов учебной работы с учетом состояния и перспектив развития предприятий, организаций, учреждений, для которых вуз готовит специалистов.

Основная цель научно-методической работы – создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.

Научно-методическая работа кафедры в конечном итоге базируется на работе отдельных преподавателей (включая и заведующего кафедрой). В методической работе преподавателя выделяют работу индивидуальную и работу коллективную.

Коллективная научно-методическая работа преподавателя реализуется через деятельность структурных подразделений вуза и вневузовских учебно-методических структур Министерства образования и науки Российской Федерации, осуществляющих планирование и организацию методической работы высшего учебного заведения, факультетов, методических советов.

Индивидуальная научно-методическая работа – это самостоятельная работа преподавателя и работа, проводимая преподавателем с его руководителями.

Методическая работа преподавателя планируется заведующим кафедрой на учебный год и отражается в индивидуальном плане преподавателя. В план включаются все виды методической работы, а ее объем, соотношение составляющих видов и конкретное наполнение определяются штатной должностью преподавателя.

Рассмотрим основные требования к должностям. Профессор:

– разрабатывает и представляет на утверждение все требуемые виды учебно-методической литературы по читаемым дисциплинам;

– оказывает помощь преподавателям кафедры в учебно-методической работе, в овладении педагогическим мастерством, проводит «открытые» лекции;

– готовит заключения на учебно-методическую литературу, разрабатываемую на кафедре в вузе или представляемую на рецензирование из других вузов;

– осуществляет научно-методическое руководство работой стажеров-преподавателей;

– повышает свою квалификацию путем стажировок, использования творческого отпуска для подготовки монографий и учебников;

– выполняет решения кафедры и распоряжения заведующего кафедрой по вопросам методической работы;

– самостоятельно выбирает и использует в образовательном процессе методики обучения, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний студентов.

Доцент:

– разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке все требуемые виды учебно-методической литературы по читаемым дисциплинам согласно плану издательской деятельности;

– выполняет решения кафедры и распоряжения заведующего кафедрой по вопросам методической работы;

– самостоятельно выбирает и использует методики обучения, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний студентов;

– разрабатывает и представляет на рассмотрение заведующему кафедрой учебные и научно-методические материалы.

Старший преподаватель:

– принимает участие в подготовке к изданию методических указаний, учебников и учебных пособий по читаемым дисциплинам;

– выполняет решения кафедры и распоряжения заведующего кафедрой по вопросам методической работы;

– разрабатывает и предоставляет на рассмотрение заведующему кафедрой учебные и научно-методические материалы.

Ассистент:

– принимает участие в подготовке методических указаний к практическим занятиям и семинарам, иной учебно-методической документации;

– выполняет решения кафедры и распоряжения заведующего кафедрой по вопросам методической работы;

– выбирает и использует методики обучения, учебные пособия, учебники, методы оценки знаний студентов.

Итак, научно-методическая работа выполняется в соответствии с утвержденным действующим вузовским планом. Все структурные подразделения, связанные с проведением методической работы, планируют каждый вид научно-методической работы на своем уровне.

Общий контроль за ходом выполнения научно-методической работы осуществляется как на уровне кафедры – заведующим кафедрой или председателем научно-методической группы кафедры по его поручению, так и на уровне ректората – проректором по научной работе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)