Высказывания о тенденциях социального развития

Еще одним типом описательно-оценочных утверждений, отстоящих еще дальше от полюса чистых описаний, чем научные законы, являются обычные в социальных и гуманитарных науках утверждения о тенденциях развития социальных структур, институтов и т. д. Иногда такие утверждения касаются тенденций эволюции целостных культур или даже человечества в целом.

Высказывания о тенденциях подытоживают изучение развития определенных социальных явлений и поэтому имеют известное описательное содержание. Вместе с тем такие высказывания представляют собой проект или набросок будущего развития исследуемых явлений.

Сам этот проект предполагает выделение исследователем устойчивых ценностей, способных и в дальнейшем направлять деятельность людей в изучаемой области. В проекте рассматривается не то, что есть, и даже не то, что будет, а то, что должно быть, если принять во внимание определенные факторы социального развития, в первую очередь ценности, которые окажутся способными быть ориентирами в деятельности людей и в будущем. Иначе говоря, высказывания о тенденциях наряду с описательным содержанием всегда имеют также достаточно явно выраженное оценочное содержание.

В качестве типичных высказываний о тенденциях рассмотрим некоторые утверждения о тенденциях современного исторического развития, сформулированные в свое время социологом П.А. Сорокиным.

«Три наиболее важные тенденции нашего времени — это, во-первых, перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности».

Заключения Сорокина о ведущих тенденциях современного развития — отчетливо выраженные двойственные высказывания. Они опираются не только на анализ развития человеческого общества в последние несколько веков, но и на определенные оценки, возможно, навеянные этим анализом, но логически не связанные с ним.

Утверждение о «перемещении творческого лидерства человечества» вытекает из особой концепции культуры, пренебрегающей нетехническими критериями определения уровня развития того или иного общества или народа и отрицающей идею равноправия разных культур и их разнообразия, не приводимого к общему знаменателю.

Идея «чувственной культуры» принадлежит самому Сорокину и в своей основе оценочна. «Чувственная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе, нет другой реальности и нет реальных ценностей».

Чувственной культуре Сорокин противопоставляет религиозную, или идеационную, культуру, для которой истинная реальность или ценность — это сверхчувственный и сверхрациональный Бог и его царство, а чувственная реальность либо просто мираж, либо даже что-то негативное и греховное.

По убеждению Сорокина, сейчас на смену чувственной культуре идет культура идеационная. Это, конечно же, оценочное суждение, основанием которого является неудовлетворенность современной западной культурой, довольно равнодушной к религиозной вере.

Третья тенденция, выделяемая Сорокиным, — постепенное сближение западного капиталистического и советского коммунистического обществ и формирование на их основе нового, интегрального типа общества. «Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим порядками и образами жизни. Он должен включать в себя большинство позитивных ценностей и быть свободным от серьезных дефектов каждого типа.

Больше того, возникающий интегральный строй в своем полном развитии будет, вероятно, не простой эклектической смесью специфических особенностей обоих типов, но объединенной системой интегральных культурных ценностей, социальных институтов и интегрального типа личности, существенно отличных от капиталистического и коммунистического образцов».

Сорокин указывал три основания для этого прогноза: и капитализм, и коммунизм очень несовершенны и не могут удовлетворить потребность будущего человечества в достойной созидательной жизни, оба строя работают только в особых условиях и в особые периоды, они все более теряют свои специфические черты, заимствуют характеристики друг друга и становятся все более подобными один другому в своих культурах, социальных институтах, системах ценностей и образах жизни.

Предсказание Сорокина о взаимной конвергенции капитализма и коммунизма не сбылось. Однако в данном контексте важно не это обстоятельство, а то, что подобного рода предсказания всегда опираются на определенные ценности и в своей основе являются не столько описаниями будущего хода социального развития, сколько его оценкой.

В сущности, прогноз Сорокина можно сформулировать в форме прямой оценки: «Капитализм и коммунизм должны сблизиться и дать новый, интегральный тип общества». Или даже так: «Было бы хорошо, если бы различия между капитализмом и коммунизмом исчезли и на их месте возникло общество, соединяющее их достоинства и лишенное их недостатков».

О том, что эти утверждения представляют собой скорее оценки, чем описания, прямо говорит основание данных утверждений. Оно предполагает, что со временем человечеству должна быть обеспечена более достойная жизнь, чем в условиях капитализма и коммунизма.

Это — надежда, т. е. оценка, но не более того. Идея, что капитализм и коммунизм эффективны только в особые периоды, также имеет во многом оценочный характер. Капитализм существует более трех столетий и пока не обнаруживает признаков разложения.

Чтобы назвать условия этого, достаточно протяженного периода «особыми», нужно предполагать какие-то оценки, т. е. какое-то «должно быть», характеризующее «обычные» периоды общественного развития.

И наконец, положение о все большем уподоблении капитализма и коммунизма друг другу предполагает представление о том, каким должно быть устройство каждого из этих обществ, чтобы они находились во взаимной конвергенции.

Утверждения о тенденциях социального развития всегда предполагают определенные ценности и всегда имеют не только описательное, но и оценочное содержание.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)