Вопрос стиля
Работа над частью 2 — «Эксплуатация наслаждений» — растянулась на восемь лет. И теперь планы Фуко изменились. Первоначально он предполагал написать историю сексуальности в виде опытов, в смысле переменчивых соотношений между различными областями познания, системой правил и переживаниями личности в пределах одной культуры.
Но понимание того, как современный человек пришел к рефлексии над своей сексуальностью, невозможно, по мнению Фуко, без исторического исследования желания и «желающего человека» на протяжении столетий. Это означает, что Фуко оставляет свою любимую эпоху, и начинает копаться в классической греческой культуре.
Такой подход он связывает с ориентированным на этику восприятием морали, которое подразумевает, что «индивид ставит границы той части себя самого, которая составляет объект такого исповедания морали, определяет свою позицию в отношении предписаний, которым он следует, определяет для себя определенный способ бытия, который должен обеспечить моральное самовыражение; чтобы достичь этого, он работает над собой, изучает себя, проверяет себя, испытывает себя, совершенствует себя, изменяет себя».
В качестве контраста Фуко предлагает категорию ориентированного на закон восприятия морали, сильной «юридификации» морали, которая приводит к способу подчинения, построенному на захвате власти «предписывающим аппаратом». Пример такого понимания — ранее рассмотренная система признаний.
В классической Греции сексуальность не омрачается грехопадением. Пол и наслаждение — это естественно, и не обязательно в этом зло. Линия раздела проходит здесь между нормальным и ненормальным, а моральная оценка касается умеренности и неумеренности. Поскольку мораль отражает до крайности мужской мир, другая важная граница проходит между активностью и пассивностью.
Таким образом, здесь нет морализаторского деления на гетеро- и гомосексуальность. Любовь с мальчиками практиковалась «свободно», то есть как правило была принята и законами, и общественным мнением.
Кроме того, в распоряжении свободных мужчин были рабы обоих полов. Но это не значит, что в античной Греции царила безнравственность. В сексуальности находили много проблем, она являлась предметом дискуссий о морали. Например, по закону женатый мужчина не обязан был хранить верность своей жене, тем не менее это качество ценилось высоко, особенно в управляющих слоях.
Фуко показывает, что сексуальность была обычной темой в античной Греции. Предметом моральных проповедей являлись в особенности три области: жизненный порядок (отношение к телу), домашнее хозяйство (брак и домашнее хозяйство как сфера экономики), а также ухаживание за мальчиками. На этих темах развивалось искусство жить и строились правила поведения и эксплуатации наслаждений.
Фуко делает из этого вывод, что принцип строгой умеренности в сексуальности — это рецепт, идущий не от христианства. Уже в классической Греции существовала модель супружеской верности и сильная склонность к ограничению сексуальной активности. Но в то время не было института, обладающего властью проводить в жизнь запреты и рекомендации.
Мораль выражалась и практиковалась по другому образцу: «Размышления над сексуальным поведением как областью морали не были для них способом овладения общими, касающимися всех запретами или теоретического оправдания их; скорее, это был способ выработки жизненной этики для наименьшей части населения, состоявшей из взрослых свободных мужчин».
Практикуя искусство жить, которое вознаграждалось социальным престижем, было возможно относиться к самому себе таким образом, что это конституировало индивид как субъект морали.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу