Виды и типы речевого общения
О характере речевого действия судят по реакции на него, реагированию, т. е. по обратной связи. Обратная связь — показатель эффективности общения, достижения нужного результата.
Общий контекст складывается из явного и тайного. Явный подлежит наблюдению. В скрытый входят цели, мотивы, характеристики общения. Кроме контекста, существует подтекст, неявный смысл речи, осознаваемый в контексте общения.
Выделяют три вида подтекста:
- действительный (был и был воспринят);
- мнимый (не было, но был приписан);
- скрытый (был, но его не заметили).
Признаки подтекста могут скрываться в содержании речи, в характере ее звучания, в невербальных характеристиках поведения. Например: “– Почему вы опять пропустили лекцию, Петров? – Я проспал… – Вы еще и дома спите?”
Здесь подтекст скрывается в содержании, как и в плакате на дороге: «Снизьте скорость. У нас нет больницы», а в распространенной ситуации, когда к двум разговаривающим подходит третий, а они, переглянувшись, замолкают или расходятся, подтекст скрыт в невербальных характеристиках.В зависимости от целей общения в быту и профессиональной сфере выделяют следующие виды общения: примитивное общение, когда оценивают объект с точки зрения пользы или отсутствия таковой; формально – ролевое общение, когда определены социальные роли — учитель — школьник; манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды.
Также к видам относятся:
- духовное общение друзей;
- контакт масок — формальное общение, обусловленное, как правило, набором ритуальных фраз, жестов, которые скрывают истинное лицо и истинные намерения;
- деловое общение, при котором учитываются индивидуальные особенности личности, но для интереса дела;
- светское общение, абсолютно формальное, когда говорят то, что положено говорить в подобной ситуации.
В зависимости от речевых характеристик в общении выделяют несколько типов. Доминантный тип — стремится завладеть ситуацией, не любит, чтобы его перебивали, говорит громко. В разговоре с ним не рекомендуется перехватывать инициативу, перебивать. Дождавшись паузы, необходимо четко и быстро сформулировать свои вопросы.
Мобильный собеседник — легко входит в разговор, не испытывает трудностей, говорит много, перескакивая с темы на тему. Поэтому его необходимо возвращать к теме разговора, не допускать вступлений и отвлеченных разговоров.Интровертный собеседник не стремится владеть инициативой, скромен, резкие фразы выводят его из колеи, присутствие посторонних сковывает. Его следует поддерживать, выказывая уважение и понимание, не перебивать.
Когда этот первый этап пройден, он четко формулирует свои мысли. Его необходимо вначале разговорить, поговорить с ним на отвлеченную тему, т. е. нужно вступление.
Например, друзья решили вместе готовить практическое задание или поехали вместе отдыхать. Но общения не получилось, начались ссоры, работа и отдых не заладились. Почему?
Если один из них будет сдвигаться в сторону ригидности, общение будет протекать легче. Или специалисты говорят, что интроверты редко бывают хорошими руководителями, значит, они должны работать над собой и речью в сторону ригидности.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу