Ценность как результат воспитательного процесса

Для педагогической науки общее понимание ценности и механизмов еѐ формирования имеет особо важное значение при решении воспитательных задач. Ценности возникают в процессе оценивания или как утверждал И.Кант «оценка показывает нам ценность».

Ценности являются неотъемлемой составляющей человеческой культуры, в ходе освоения которой происходит становление и развитие человека: «во всех явлениях культуры, – пишет Г. Риккерт, – мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, или, если они существовали раньше, взлелеяны человеком».

Природные объекты сами по себе ценностью не обладают. Ценность объекта природы возникает в ходе его оценивания, когда выявляются свойства его полезности и значимости для человека и общества.

Интересно
Иными словами быть ценностью это не свойство материала природы, а это функциональное свойство объекта, возникающее и существующее в ходе индивидуальных, групповых, социальных оценок.

Овеществленные результаты деятельности людей представляют собой содержание материальной культуры, её материальные ценности. Ещё на стадии проектирования деятельности её будущие результаты получают предварительную оценку и рассматриваются как потенциально ценные.

Сама деятельность и её элементы, отдельные действия и поступки могут быть признаны ценностью.

Одним словом, то, что оценено как полезное и значимое для человека является его позитивной ценностью. В данном контексте ценность выступает в качестве результата оценивания, в функциональном свойстве, которое приписывается оцениваемому объекту.

Учитывая, что ценность и её значимость проявляется в оценке, полноценное знание о ценности может существовать только как знание о процессе оценивания, где ценность обретает свой способ существования.

Ценность как основание процесса оценки оказывает влияние на поведение человека, его выбор и принятие решений, тем самым, имеет важное значение для решения воспитательных задач. Воспитание происходит, если человек не просто узнал, как нужно вести себя в определенной ситуации.

В соответствии с ценностью человек делает выбор, приступая к той или иной деятельности. При этом сама ценность, выступающая основанием деятельности не является её описанием. Идеальное выражение действия, деятельности закрепляется в норме.

Именно возникновение у человека ценностей, выступающих в качестве оснований процесса оценки самых разных объектов свидетельствует о процессе его воспитания. А уже эти ценности  выступят критериями оценки и природных объектов, и вещественных результатов человеческой деятельности.

Ценность, выражая отношение значимости для человека рассматриваемого объекта, неразрывно связана с процессом оценивания, и проявляет себя:

  • как функциональное свойство объекта, возникающее у него в ходе оценивания и, по обыкновению, приписываемое самому объекту;
  • как основание процесса оценивания объекта, и при оценивании действий и поступков, влияет на поведение человека;
  • как знание о ценности, по сути являющееся знанием о процессе оценивания.

Ценности добра и зла, пользы и вреда, наслаждения и страдания, добродели и порока, долга, свободы и другие определяют поведение человека. По мере того, как способы действий, в основе которых лежат освоенные ценности, в ходе многократного выполнения автоматизируются, они передаются на бессознательный уровень.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)