Цели и задачи логистики закупок

Цель логистики закупок – обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми ресурсами с минимальными совокупными издержками. Под совокупными издержками в этом случае понимается не только собственно стоимость закупаемого товара, но и ещё ряд затрат, связанных с закупкой. Перечислим возникающие в процессе закупки затраты:

  • закупочная цена на товар с учетом предоставляемых скидок;
  • расходы на хранение приобретенной продукции (в современных условиях они могут составлять до 60 % общей суммы затрат на закупки. Включают в себя расходы на аренду или содержание складских помещений, эксплуатационные расходы, убытки, связанные с выводом из оборота части денежных средств);
  • расходы на транспортировку товаров от поставщика на склад предприятия (включая содержание транспортных средств, экспедиторские расходы и расходы на страхование грузов в пути);
  • расходы на сбор информации о поставщиках и выбор поставщиков (пожалуй, наиболее скромная статья расходов. Включает в себя расходы на содержание аналитических подразделений предприятия, участие в выставках и конференциях);
  • расходы на приемку прибывшего товара и размещение его на складах предприятия;
  • потери от порчи и естественной убыли с момента приобретения товара до момента поступления товара в производство (особенно велики эти потери для товаров с ограниченным сроком годности – например, продуктов питания);
  • расходы на поддержание доброжелательных партнерских отношений с поставщиками (данная категория расходов трудно формализуема; в большинстве случаев эти расходы относятся к внепроизводственным расходам).

Обеспечение предприятия необходимыми товарами – сложный процесс, который отдел закупок (он также может называться «отдел снабжения», «отдел материально-технического обеспечения» и т.д.) не может выполнять изолированно от других подразделений предприятия. Так, например, в процессе минимизации затрат на хранение обязательно должны принимать участие планово-экономический отдел и складские подразделения предприятия.

При сокращении затрат на транспортировку крайне важно наладить взаимодействие с транспортным подразделением предприятия или независимыми перевозчиками. При подборе аналогов использующегося сырья следует тесно работать с конструкторским бюро или службой главного технолога предприятия.

Обычно перед отделом закупок производственной или торговой фирмы ставят следующие основные цели:

  • разработать логистическую стратегию фирмы и обеспечить планомерное движение к достижению поставленных целей;
  • приобретать товар на наиболее выгодных условиях;
  • подбирать оптимальных поставщиков и поддерживать с ними доброжелательные партнерские отношения;
  • определять условия поставки и оплаты;
  • вести расчет средств, необходимых для приобретения материалов;
  • поддерживать высокую оборачиваемость товарных запасов;
  • вести эффективный учет и контроль запасов;
  • организовывать доставку товаров на фирму;
  • организовать совместную работу всех подразделений фирмы в отношении приобретения ресурсов.

Закупки для нужд торговых предприятий имеют ряд особенностей по сравнению с обеспечением производственными ресурсами.

Во-первых, торговые фирмы имеют дело со значительно большим количеством поставщиков. Так, по данным зарубежных исследователей, в 1997 г. средний специализированный магазин работал с 670 поставщиками, средний супермаркет – с 838, а аптеки и крупные супермаркеты – в среднем с 1029 поставщиками. У каждого из поставщиков приобретались десятки наименований товаров. Количество поставщиков, снабжающих промышленные предприятия, в среднем, на порядок меньше.

Во-вторых, в случае приобретения товара для перепродажи затруднено планирование выбытия товара со склада. Производственное предприятие может в случае нехватки сырья скорректировать график выпуска продукции, покупатель же розничного магазина не захочет корректировать свои потребности. У него будет накапливаться недовольство вами как поставщиком, и, в конечном счете, он уйдет в другой магазин или другую торговую сеть.

В-третьих, при снабжении торговой организации (например, продуктового магазина) количество поставок, приходящих ежедневно, может достигать нескольких сотен. Кроме того, регулярно возникает необходимость организовывать возврат поставщикам нереализованных товаров и товаров с истекшим сроком годности. Процесс работы с поставщиками в такой ситуации должен быть максимально прост и надежен.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)