Специальные социологические теории

Разделить теоретический и эмпирический уровни социологи-ческого исследования в процессе анализа того или иного социаль-ного явления практически невозможно. Многообразие различных областей жизни общества определяет и разнообразие применения социологических методов.

Поэтому в процессе становления социологии как науки формировались и специальные социологические теории, которые стремились дать объяснение различным соци-альным явлениям, таким, как: право, семья, социальные общности, деревня, город и т.п. Социология по отношению к различным областям знания выступает в виде общей социологической теории.

Тем самым снимается противостояние (на наш взгляд, во многом созданное искусственно) между эмпирическим и теоретическим уровнями процесса познания. Промежуточную ступень между ними Р. Мертон назвал теорией среднего уровня. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Используя в целом идеи и терминологию фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня, тем не менее, формируют систему специфических понятий и определений, применяемых толь-ко в данной области социологических исследований.

Кратко рассмотрим основные теории среднего уровня. Обычно ученые сводят их к четырем большим разделам: экономическая социология, социология социальных процессов, политическая социология, социология духовной жизни.

Экономическая социология включает социологию труда, социологию города и деревни, экологическую социологию. Экономическая теория, игнорирующая реальные общественные отношения, обречена на провал как в теории, так и на практике. К. Маркс метко подметил, что производство — есть не только производство и воспроизводство средств производства, но и производство и воспроизводство самого человека в его общественной сущности, в единстве физических и духовных свойств.

В современной социологии обще-принята и мысль о том, что экономические отношения нельзя сводить только к производительным силам и соответствующим им производственным отношениям. Антинаучно отделять экономику от политэкономической теории. Экономисты решают вопрос о том, как построить производственный процесс так, чтобы получить максимальную прибыль.

Политэкономистов же волнуют проблемы взаимодействия людей в процессе получения прибыли. Например, фашизм, развязывая войну за мировое господство, имел целью достижение максимальной экономической прибыли. Не надо объяснять, какую цену заплатили народы мира, а больше всего советские люди, за подобное стремление к наживе.

Социология социальных процессов рассматривает важные элементы социальной структуры, образа жизни человека и общества, социологии семьи и брака, социологии наций, девиантного (отклоняющегося) поведения. Анализ социальной жизни выявляет наличие в ней сложных социологических проблем.

В то же время сознательное начало присуще ей в той мере, в какой возникают предпосылки для превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности.

Политическая социология подразделяется на социологию власти, социологию правосознания, социологию общественных организаций. Политика всегда развивалась в тесной взаимосвязи с социологической теорией. Политическая жизнь общества — открытая книга, которую с радостью берется «читать» любой социолог.

Именно в политике более всего проявляется роль сознательного отношения к окружающей действительности. Политическая социология дает людям возможность изучать сущность политических партий, движений и их духовных лидеров. Последние годы особое внимание уделяется социологии правосознания.

Социология права — одно из важнейших направлений современной социологической науки, исследующее правовую систему взаимодействия индивидов в контексте их социальных связей. Специфику социологии права составляют правоотношения, механизм правового регулирования, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Бурная политическая жизнь общества повысила интерес людей к политической социологии и тесно связанной с ней социологии права.

Правовое сознание современных россиян существенно отличается от правового сознания людей 80-х годов. Это обусловлено тем, что все большее количество населения включается в сферу политических отношений. В дальнейшем политическая активность граждан должна будет пойти по пути углубления социально-правовых знаний.

Социология духовной жизни общества также имеет определенные направления: социология личности, образования, культуры, науки, религии. Из перечисленного видна важность рассматриваемых данным разделом проблем. Духовная жизнь общества — это особая сфера воспроизводства сущностных сторон личности. Социология выделяет основные параметры духовного бытия, соотнося их с соответствующими социально-экономическими отношениями.

Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Общество проявляется посредством культуры, через развитие личности. В свою очередь духовная жизнь общества влияет на сущностные социально-экономические процессы.

Чем выше историческая ступень развития, на которой стоит общество, тем большую роль играет в нем сознание индивидов. Можно заключить, что духовная жизнь общества представляет собой процесс производства, распространения, формирования и реализации духовных ценностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)