Современный подход к формированию цен на транспортно-логистические услуги

Согласно рекомендациям Международного банка, механизмы контроля над ценами на грузовые железнодорожные перевозки должны устанавливаться в соответствии с тремя ключевыми факторами:

  • 1 – степенью монопольной власти, фактически предоставленной оператору;
  • 2 – объемом государственных некоммерческих целей;
  • 3 – прочими ограничивающими факторами (например, интермодальная конкуренция).

Последний элемент особенно актуален в случае железнодорожных грузовых перевозок (интермодальная конкуренция со стороны автомобильных перевозок). Согласно исследованию Международного банка, на практике наиболее распространенными альтернативами контроля над ценами в железнодорожной отрасли являются регулирование нормы прибыли и метод ценового предела.

Отмечается, что данные методы представляют собой форму контроля над ценами, при которой, в отличие от традиционного регулирования, компании дается определенная свобода действий.

Кроме того, эти методы применимы не только для ограничения монополии на базовую услугу перевозки, но и могут быть применены для контроля цен на доступ к инфраструктуре, то есть являются важной составляющей мониторинга деятельности железнодорожных перевозчиков.

При этом, точная форма тарифного контроля в каждом случае зависит от сектора, собственности на активы, сложности регулируемой услуги, социального и политического давления, и должна была поддерживать финансовое равновесие фирмы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Таким образом, Международный банк делает особый акцент на вопросы финансового равновесия и финансовых результатов компании на рассматриваемом рынке.

Кроме того, в рекомендациях Международного банка рассматриваются следующие стандартные меры в тарифной политике на железнодорожном транспорте:

  1. Использование двухставочных тарифов, с одним фиксированным и одним переменным компонентом.
  2. Ценовая дискриминация (при которой каждая приобретаемая единица оценивается по-разному).

Перечисленные механизмы обеспечивают большую гибкость для железных дорог и увеличивают их доходность, не оказывая существенного влияния на их расходы, с учетом только социальных и информационных ограничений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)