Публика и толпа

Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX в. стал французский социолог и криминолог Габриэль Тард (1843—1904). В книге «Мнение и толпа» (1901) он сравнивал два социальных образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой создается физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Г. Тарда, публика — продукт нового времени, ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный расцвет этого социального образования начинается с появлением газет, и особенно радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование преврати-ли публику в самую многочисленную форму объединения людей.

Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Миллионы долларов тратятся промышленными компаниями на рекламу, исследования рынка, телевизионные кампании в поддержку того или иного кандидата во время выборов. Все они адресованы публике.

Толпой называют любое кратковременное скопление людей, которых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия.

Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча огромное количество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние.

Французский ученый Гюстав Лебон (1841—1931) видел в толпе разрушительную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то ораторскими способностями, экспрессивен и истеричен (Троцкий, Гитлер). Отличительные качества толпы — анонимность, психическое заражение, внушаемость и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим настроением, а поведение скорее является инстинктивным.

Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее проявляется рациональный контроль, тем сильнее восприимчивость общего эмоционального настроя.

Часто физически ограниченное пространство приводит к скученности. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический, а затем физический дискомфорт. Типичный пример — давка. Давка возникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, оскорблениями, конфликтами, драками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)