Противоречие между агентами социализации

Агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, иногда — противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует дисгармонию между:

x агентами первичной социализации;

x агентами вторичной социализации;

x агентами первичной и вторичной социализации.

Если, к примеру, семья учит подростка одним ценностям, а группа сверстников — совсем другим, то между агентами первичной социализации возникает не только конкуренция, но и противоречие.

Другой пример — различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия учит нас таким нравственным нор-мам, как помощь близким, а также не обманывать, быть скромны-ми в своих желаниях и потребностях, основное время уделять решению духовных вопросов.

Бизнес же требует прямо противоположных качеств: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена отдавать все свое свободное время решению только материальных вопросов, церковь же призывает человека думать о вечном, нематериальном.

В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

В глубокое противоречие между собой вступают и два других института социализации — образование и армия. Призыв юношей в армию на два года сразу после окончания школы часто выступает барьером на пути образования.

После двух лет службы в армии знания, полученные в школе, забываются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация к учебе. Чем больше разрыв между двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей процесс.

Лучше всего выпускнику поступать в вуз в первый же год. Между двумя фазами перерыв не должен превышать двух месяцев. Стоит затянуть его до двух лет, которые уходят на службу в армии, о поступлении в вуз без серьезной дополнительной подготовки можно забыть.

Объяснение надо искать в особенностях мотивации к учебе. У школьников она еще не сформировалась в устойчивую жизненную потребность. Дети, как известно, учатся как бы для родителей. Все, что не укрепилось, легко теряется. Даже год разрыва между школой и вузом многим потом трудно преодолеть. Они попросту теряют интерес к учебе.

В бывшем СССР для тех, кто отслужил в армии, существовали рабфаки (подготовительные факультеты), где выпускные экзамены приравнивались к вступительным в вуз. Для демобилизованных действовали многочисленные льготы, которых сейчас почти нет.

Тем не менее и тогда армия превращалась в серьезный барьер на пути дальнейшего образования. Во многом поэтому в составе студенчества преобладали девушки.

Существенное противоречие между агентами первичной и вторичной социализации может возникнуть на почве того, что правительство и политические партии, используя СМИ, учат людей одному, а знакомые и друзья, среди которых протекает наша жизнь, — другому.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)