Пропаганда и реклама
Принципиальной новинкой отечественной журналистики последних лет в области политической рекламы стали заказные пропагандистские кампании. Достаточно назвать акцию “Голосуй или проиграешь” накануне выборов Президента Российской Федерации в 1996 г.
Иногда социально-педагогическую функцию определяют также как управленческую. Фактически все функции СМИ пересекаются между собой: информационная вливается в пропагандистскую, управленческая в социально-педагогическую. И всё же представляется рациональным выделить как самостоятельную функцию социального управления, хотя речь, конечно, идёт не о буквальном регулировании государственной и общественной жизни, но об обязанности СМИ донести до каждого гражданина страны общеобязательные нормативные акты, разъяснить существующие законы и предписания, мобилизовать население на их исполнение, воспитывать в гражданах законопослушание (чего так не хватает российской публике), а в случае несоответствия законов правам человека, международным нормам или просто неэффективности тех или иных статей – привлечь к ним внимание общественности и законодателей, добиваться приведения законов в соответствие с современными требованиями. Одним словом, выполнение функции социального управления предполагает пропаганду образа жизни, соответствующего правовым нормам данного общества.
Было бы самым простым заменить идеологически устаревшую формулу печати как коллективного пропагандиста, агитатора и организатора на универсальный девиз Би-би-си. Но не лучше ли из каждой “триады” извлечь рациональное зерно? СМИ должны развлекать, но никто не может лишить их организаторской функции.
Так же, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко реализуется при исполнений других “обязанностей” журналистики.
Скажем, телевидение и радио сообщили (информационная функция) о жертвах землетрясения в Армении и нехватке донорской крови в больницах и передвижных госпиталях – и тысячи людей по всей стране выстроились в очереди у станций переливания крови, чтобы безвозмездно помочь пострадавшим. Это ли не результативность организаторской деятельности СМИ?
Организаторские возможности пресса демонстрирует при проведении пропагандистских кампаний или, скажем, умелого распространения правовых знаний (социально-педагогическая функция). Но кроме таких
форм проявления организаторской функции СМИ есть все основания говорить также о непосредственно-организаторской деятельности. Например, настойчивая работа редакции журнала “Огонёк” привела к созданию массового движения “АнтиСПИД”. Велика роль прессы в борьбе за сохранение уникальной чистоты озера Байкал, спасение Аральского моря, запрет на производство аэрозолей (к сожалению, повсюду, кроме России), из-за которых, как полагают, появляются озоновые дыры. Примеров множество.
Непосредственно-организаторская функция СМИ проявляется при выполнении чисто журналистских задач: проведения “круглых столов” в печатной периодике, радиоперекличек и радио-митингов, телевизионных программ с привлечением массовой аудитории (от телемостов до ток-шоу). Сюда же можно отнести внедрение в повседневную жизнь чисто журналистских находок: массовое распространение викторин, придуманных ещё в “Огоньке” Михаила Кольцова, перешедшие границы России интеллектуальные телевизионные игры “КВН”, “Что? Где? Когда?”, полюбившиеся аудитории “Голубые огоньки”, давно ушедшие с экрана, но всё ещё живущие в учреждениях и учебных заведениях.
Понятно, что заговорив о “Голубых огоньках”, “КВНах” и телеиграх, мы вторглись в сферу действия развлекательной, или, как её традиционно называют, рекреативной (от лат. recreatio – восстановление) функции СМИ. Рекреация – отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношение к этому роду журналистской деятельности было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. И тем не менее нельзя идти на поводу у определённой части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают, например, некоторые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды.
Упомянув здесь рейтинги, как форму определения эффективности деятельности СМИ, укажем, что не так давно социологические исследования аудитории, медиа-мониторинг существовали, по преимуществу, в работах теоретиков и рассказах о деятельности западных СМИ. Появление коммерческой рекламы в отечественных средствах массовой информации сделало, наконец, реальным проведение различных замеров аудитории, поскольку рекламодатели не хотели бросать деньги на ветер, требуя точных данных о популярности той или иной программы, составе аудитории каждого печатного органа, радиостанции и телекомпании. В результате рейтинг стал не просто повседневной формой оценки, но своеобразным диктатором, законодателем мод, пристрастий, приоритетов в журналистской работе. Его Величество Рейтинг нередко заменяет здравый смысл, сложившиеся традиции, перечёркивает умные, тонкие замыслы, а заодно и журналистские судьбы, хотя не вписавшиеся в новые условия работы люди отнюдь не всегда бесталанны и бесперспективны. Таким образом, с одной стороны, коммерческая реклама поддерживает существование независимой прессы, обещая ей возможность свободного беспрепятственного развития, а с другой стороны, она же стимулирует не только прогрессивные, но и прямо противоположные тенденции.
Вполне объяснимо, почему функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать – это работа. Читать прекрасную литературу – это наслаждение. Но одновременно – напряжённый труд мысли, интеллекта, чувств. Конечно, и в литературе есть чтение и чтиво. Есть серьёзная литература и развлекательная: детективы, дамские романы, юмористика. Кстати, развлекательная литература требует большого писательского мастерства. Далеко не каждый серьёзный писатель в состоянии создать захватывающий детектив, немало дамских романов стали литературными шедеврами, а юмористическая литература требует особого дара. Всё это сродни “технологии” создания рекламных произведений, где так ценятся интрига, свойственная детективам, яркость чувств, присущая дамским романам, и, конечно, чувство юмора…
Появление в газетах произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч. В близком соседстве с ними рекламное место всегда стоит дороже. Понятно почему: здесь вероятность читательского внимания значительно выше, но ведь сама реклама от такого соседства нередко проигрывает – в тех случаях, когда страдает недостаточной изобретательностью или даже входит в противоречие с развлекательными текстами.
Радио – слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов – развлечение. Телевизор – смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы – отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. В любых телеиграх, от “Поля чудес” до “Любви с первого взгляда”, работа ведущего требует журналистских навыков.
В любом случае, поскольку развлекательные публикации и программы занимают заметное место в деятельности СМИ, постольку рекреативная функция имеет непосредственное отношение к журналистике. Однако есть развлечение и развлечение. Даже “Поле чудес” имеет некий познавательный оттенок. А сколько полезного и интересного можно узнать из развлекательной телеигры “Колесо истории”, которую ведёт тот же Л.Якубович! Чрезвычайно важно, когда рекреативная функция “перетекает” в культурно-просветительскую функцию СМИ. Её элементы присутствуют во многих познавательных и занимательных публикациях и программах, но есть газеты и журналы, радио- и телепрограммы (а в прошлом существовал даже отдельный телеканал “Российские университеты”), которые целиком посвящены данной тематике.
В печатной периодике, кроме специальных публикаций в массовой прессе, сюда можно отнести целый спектр научно-популярных изданий. Общеизвестна просветительская работа российского радио, где большой популярностью пользуются передачи, содержащие полезные сведения, советы и рекомендации в области медицины, права, садоводства, коллекционирования и т.д. На телевидении особым долголетием отмечены просветительские передачи “В мире животных”, “Клуб кино-путешественников”, “Очевидное – невероятное”.
Важно не путать культурно-просветительскую функцию с образовательной функцией, поскольку к последней относятся всевозможные регулярные публикации и циклы передач с дидактическим материалом. Например, изучение английского языка при помощи публикаций в журналах “Англия” и “Америка”, инструктивные публикации в газетах на темы “Как стать рекламным агентом”, “Как работать секретарём-диспетчером на домашнем телефоне”.
Вспомните широко распространённое в нашей стране учебное телевидения (некогда на ЦТ существовала даже Главная редакциям учебных программ). Впрочем, во всём мире существуют радио- и телевизионные университеты, в том числе, платные, которые высылают своим слушателям тексты лекций и контрольные задания, а при успешном окончании курса даже выдают дипломы.
В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку в современном обществе, разобщённом государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации. Эта функция – главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики теле-радиоканалов. Однако, как мы знаем, эту благородную задачу не всегда и не всем удаётся решать успешно. Особенно важно помнить об интегративной функции журналистики корреспондентам, работающим в “горячих точках”, в местах межнациональных конфликтов. Каждая редакция должна в полной мере осознавать собственную ответственность при использовании материалов, рассказывающих о национальном противостоянии, различных разногласиях, межгосударственных и межрегиональных проблемах, религиозной нетерпимости и т.д.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу