Особенности субъектного состава

В качестве заявителей по делам об оспаривании нормативного правового акта могут выступать не только юридические лица либо физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и иные лица.

В частности, в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также в силу ст. ст. 52, 53 АПК РФ прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (в том числе и не имеющие статуса юридического лица) вправе обращаться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В качестве лица, участвующего в деле, должен выступать соответствующий орган или должностное лицо, принявшее оспариваемый нормативный правовой акт (независимо от наличия или отсутствия статуса юридического лица у данного органа).

В случае если процедура принятия нормативного правового акта предусматривает участие в правотворческом процессе нескольких органов или должностных лиц, данные лица должны быть привлечены к участию в деле либо в порядке процессуального соучастия, либо в качестве третьих лиц (например, когда документ принимается представительным органом власти, а подписывается главой органа исполнительной  власти ибо нормативный акт принимается несколькими органами власти совместно или согласовывается с каким-либо органом власти).

Действующее законодательство также предусматривает случаи обязательного участия в судебном заседании органов государственной власти (по вопросам, относящимся к их компетенции).

В частности, это касается антимонопольных органов, органов, осуществляющих контрольные функции на рынке ценных бумаг. Если оспариваемые нормативные правовые акты относятся к соответствующей тематике, то суду следует уведомить компетентные государственные органы о возможности их участия в деле.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)