Модели усвоения языка
Все теории, объясняющие переход от предречевого к речевому этапу развития, то есть процесс отпадения детьми языком, можно объединить в две группы, а) нативистские теории; б) теории когнитивного научения, конструктивистские теории (мы опускаем описание бихевиористских теорий оперантного научения как способа освоения языка, которые в настоящее время представляют лишь исторический интерес).
Нативистские теории в некотором смысле возникли как возражение бихевиоризму. Следует признать, что до настоящего времени остается невыясненным вопрос, встававший перед всеми исследователями детской речи. Каким образом ребенок в поразительно короткий срок, без специального, организованного обучения усваивает всю сложную систему правил, заложенных в языке?
Сторонник нативизма N. Chomsky и его последователи полагали, что человек имеет врожденные способности к языку. Ребенок рождается уже оснащенным набором операций, способов переработки языковой информации (language processing device).
Эта врожденная программа универсальных базовых принципов языка лишь уточняется и дополняется правилами конкретного языка, которые ребенок усваивает в онтогенезе. Сторонники этого направления описывают язык как обособленную, генетически детерминированную систему.
Иначе говоря, индивидуальные стратегии познания проявляются в существовании разных путей освоения языка, используемых детьми. Тем не менее некоторые закономерности, обнаруженные в исследованиях этого направления, нашли применение и в других моделях усвоения языка.
Например, это относится к «гипотезе модулярности» в организации функциональной системы языка, которая подтверждается во многих клинических наблюдениях и экспериментальных данных. Отправной точкой разработки этой гипотезы были положения, сформулированные в теории усвоения языка N. Chomsky. Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах.
Согласно этой гипотезе, отдельные подсистемы языка (фонологическая, лексическая, синтаксическая, морфологическая) автономны в своем развитии и имеют различное церебральное обеспечение.
Каждая из таких подсистем представляет собой как бы самостоятельный модуль. Это позволяет объяснить многочисленные примеры диссоциации между уровнем развития или степенью дисфункции в патологии разных уровней языковой системы (фонологическим, синтаксическим, морфологическим).
Общей чертой когнитивных, конструктивистских теорий является представление, что природа языковых способностей — прямое продолжение когнитивных способностей и построена на тех же закономерностях. Согласно этой позиции, ребенок, накапливая опыт взаимодействия и речевой коммуникации со взрослыми, устанавливает связи между предметной и социальной ситуацией, с одной стороны, и речевыми текстами, регулярно сопровождающими ее — с другой.
Впоследствии эти глобальные связи структурируются, дифференцируются. Соотнося меняющиеся тексты с меняющейся ситуацией, ребенок вычленяет элементы высказывания сначала по семантическому принципу (топик— коммент), а затем по семиотическому, грамматическому принципу (субъект-предикат-объект).
На основании этого опыта ребенок строит гипотезы о структуре языка, его закономерностях; формируя собственные высказывания, проверяет эти гипотезы. Есть много оснований полагать, что «детский язык» — это не вторичное явление по отношению к взрослому языку.
У ребенка в процессе речевого развития формируется в сознании последовательно несколько «языковых систем», каждая из которых обладает собственными правилами и строением. Детская речь — это вполне самостоятельная деятельность, характеризующаяся собственными целями, мотивами, собственным иерархическим строением.
Средства этой деятельности внешне те же, что и у взрослых, однако они резко различаются за счет различного функционального использования языковых элементов». В силу ограниченности своих семиотических способностей ребенок на ранних этапах речевого онтогенеза строит свой, упрощенный вариант языковой системы, от которого через серию промежуточных стадий переходит к нормативному языку.
- Лицо, совершившее преступление
- Медицинская помощь
- Психологическое консультирование педагогов
- Психологическая помощь, ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы
- Психологическая помощь ребенку
- Психологическое консультирование родителей
- Психологическая помощь
- Основные принципы оказания помощи детям с отклонениями в речевом развитии
- Исследование навыков чтения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу