Методика обучения грамоте
Методика обучения грамоте – раздел методики препода-вания русского языка в начальных классах, который изучает процесс овладения грамотой и определяет методы формирования первоначальных умений чтения и письма.
Букварный текст – это текст, специально созданный для отработки навыка чтения, доступный для понимания, содержащий в себе только изученные буквы. Работа с букварным текстом позволяет обучающимся осуществлять осознанное чтение простейшего текста, при чтении букварного текста формируется понятие о тексте, развивается способность к смысловому и вербальному прогнозированию.
Буквослагательный метод обучения грамоте – один из методов обучения грамоте, для которого характерно механическое заучивание букв и слогов без опоры на звуки речи. Сначала ученики запоминали все буквы алфавита по порядку (их алфавитное название и начертание), затем учились складывать из букв слоги и заучивали их.
Письмо было оторвано от чтения: писать учили лишь тогда, когда школьники овладевали чтением «по верхам».
Графика – это:
- раздел науки о языке, занимающийся средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка;
- совокупность всех средств, с помощью которых звучащая речь передается на письме. Первоклассники овладевают графикой в основном в период обучения грамоте: учатся читать – восстанавливать звучащее, фонетическое слово по его графическому изображению, и писать – обозначать на письме звуки буквами, придерживаясь правил графики.
Графические ошибки – один из видов ошибок по русскому языку, при которых происходит нарушение законов русской графики. К графическим ошибкам относятся пропуск букв, вставка букв и слогов, замена одних букв другими. Основными причинами графических ошибок являются неразвитый фонематический слух, недостаточное усвоение законов русской графики, недостатки произношения.
Графический навык – один из компонентов навыка письма, автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков (фонем) речи по законам графики в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге.
Двигательные элементы буквы – такие части буквы, которые представляют собой относительно законченные движения руки при безотрывном ее начертании. По сравнению со зрительными двигательные элементы дополняются штрихами, обеспечивающими безотрывное соединение элементов буквы.
Звук речи – звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью общения. В начальной школе происходит знакомство со звуками в трех аспектах: физиологическом (особенности образования звуков органами речи: наличие или отсутствие препятствия на пути воздушной струи, участие голосовых связок в образовании звука), акустическом (оценка наличия / отсутствия голоса при произнесении звука) и функциональном (с помощью речевых звуков осуществляется общение; они играют смыслоразличительную роль).
Звуко-буквенный анализ слова – вид языкового анализа; упражнение, в ходе которого ученик устанавливает последовательность и качество звуков в слове, а также соотношение между звуками и буквами. В период обучения грамоте звуко-буквенный анализ слова является основным средством закрепления знаний первоклассников о звуковых значениях букв.
Последовательность проведения звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте предполагает переход от звука к букве:
- Звуковой анализ слова.
- Обозначение выделенных звуков буквами.
- Проверка: чтение слова по получившейся в результате анализа записи.
- Для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте предъявляются звучащие слова, и первоклассник сам устанавливает буквенный состав слова на основе его звучания. В связи с этим не рекомендуется предлагать для анализа слова с орфограммами.
Звуковой анализ слова – вид языкового анализа; упражнение, в ходе которого ученик устанавливает последовательность и качество звуков в слове. Важно помнить, что при его проведении не анализируется буквенная запись слова, более того – она не должна быть перед глазами ребенка, чтобы не провоцировать обращение при анализе к зрительному образу слова.
При проведении звукового анализа рекомендуется следующая последовательность действий ученика:
- Произнесение слова.
- Произнесение слова по слогам, определение их количества (скандирование).
- Если слово многосложное, произнесение слова целиком и определение места ударения (одним из способов, например путем последовательного перемещения ударения со слога на слог).
- Интонационное выделение первого (второго и т. д.) звука в полном слове, его изолированное произнесение, характеристика, обозначение условным значком (путем протягивания или многократного произнесения звука в целом слове).
- Проверка: произнесение слова по получившейся схеме.
Для звукового анализа не предлагаются слова со звуками, не поддающимися изолированному произнесению – редуцированными гласными во второй безударной позиции (например, ра́д[ъ]сть).
Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте – метод, впервые в России введенный К. Д. Ушинским (по его терминологии, метод письма-чтения, или исторический) и усовершенствованный В. П. Вахтеровым, В. А. Флеровым, С. П. Редозубовым и др.
Основные черты метода: за основу обучения берется звук; звуки выделяются из речевого потока, из слов путем их анализа; вся работа опирается на живую, звучащую речь, на развитие речи учащихся; синтез идет вслед за анализом: составление слов, предложений; единицей чтения является слог (так называемое позиционное чтение); чтение с первых шагов – осознанное, поэтому читаемые тексты близки и понятны детям; обучение направлено на развитие мышления: аналитико-синтетические упражнения, беседы, наблюдения, работа с картинками, с наглядным материалом и пр.; обучение письму не отрывается от чтения, идет либо впереди чтения (в системе К. Д. Ушинского), либо после него (в современных букварях). Современные буквари составляются в соответствии с основными, принципиальными положениями этого метода.
Зрительные элементы буквы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе зрительного восприятия. В современном письменном шрифте используется 8 основных зрительных элементов: прямая линия, линия с одним закруглением, линия с двумя закруглениями, линия с петлей, плавная наклонная линия, овал, полуовал, прямая линия с овалом. Например, письменная строчная буква д состоит из двух зрительных элементов – овала и линии с петлей, а письменная заглавная буква Д состоит из линии с петлей и полуовала.
Зрительный образ буквы – это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака.
Каллиграфический навык – один из компонентов навыка письма, который обеспечивает быстрое и правильное начертание букв и их комплексов на бумаге с помощью соответствующих движений руки. Формирование каллиграфических навыков – процесс длительный, от первых попыток ребенка изобразить букву до устойчивого почерка, беглого и осуществляющегося без лишнего напряжения письма взрослого проходит от 7 до 9 лет обучения.
Каллиграфические ошибки – один из видов ошибок по русскому языку. К ним относят: искажения букв, письмо букв в зеркальном отражении, замену одних букв другими под влиянием сходства в начертании, нарушение наклона, линейности, высоты и ширины букв. Основными причинами каллиграфических ошибок являются недостаточное развитие мелкой мускулатуры кисти руки, неумение осуществлять зрительный и двигательный контроль, целостность восприятия детей младшего школьного возраста.
Каллиграфия – это искусство красивого и четкого письма. Современная каллиграфия не требует от пишущего специального украшения букв с помощью дополнительных штрихов и точек, как это было раньше, зато предъявляет высокие требования к скорости письма при сохранении его разборчивости. Основными принципами современного каллиграфического письма являются: безнажимность; безотрывность; одинаковые наклон, высота, ширина букв; параллельность прямых линий; скоропись (при сохранении разборчивости, правильности соединений, ритмичности, плавности письма).
Этапы овладения чтением:
- I этап – аналитический – обычно соответствует периоду обучения грамоте. Для процесса чтения на этом этапе характерно последовательное, неодновременное осуществление ребенком распознавания графических знаков, их озвучивания и соотнесения с определенным смыслом.
- II этап – синтетический – предполагает синтез, одновременное осуществление восприятия, произнесения и понимания читаемого.
- III этап – автоматизации процессов восприятия – характеризуется достижением автоматизма в восприятии текста и направленностью внимания читающего на смысловую обработку читаемого.
Звуковые методы обучения грамоте – методы, в которых звук (не буква, не слог, не целое слово!) берется в качестве исходного элемента обучения. Обучающиеся усваивают звуки и затем соотносят с ними буквы. В соответствии с характером основных видов работы со звуками выделяются аналитические, синтетические и аналитико-синтетические звуковые методы обучения грамоте.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу