Культурологический подход
В рамках культурологического подхода в качестве системообразующих и определяющих поведение факторов рассматриваются аспекты культуры, причем ведущая роль обычно отводится духовной стороне деятельности человечества.
Мнение двух последних мы привели, рассматривая понятие «цивилизация». Все эти и многие другие исследователи считали, что тип общества определяется содержание модного или нескольких элементов, аспектов культуры.
В основе типа общества (по Н. Я. Данилевскому) – четыре элемента: религиозный, культурный, политический и общественно-экономический, при этом только славянский тип общества представляет все четыре элемента сразу, является полным типом.
П. А. Сорокин также обращался к духовным аспектам культуры. В качестве культурно-исторических типов он рассматривал социокультурные суперсистемы, в основе организации которых лежит мировоззрение, формирующееся на базе определенного способа познания: спиритуалистическая суперсистема (сверхчувственная реальности и истина), сенсуалистическая (источник и мера всех вещей — чувственность, ощущения), идеалистическая (синтез интуиции, разума и чувственности).
Суперсистемы существуют идеально, но исторически объективизируются в материальных «средствах». Причины изменений находятся внутри суперсистем, прежде всего — это неполное соответствие элементов друг другу и неполная интеграция суперсистем. Допускается наличие прогресса и тенденции к формированию общечеловеческой цивилизации.
Эта идея совпадает с концепцией информационного общества, когда создаются предпосылки нового уровня взаимодействия человечества в глобальном масштабе. Человечество объединяется в единую социокультурную целостность, однако, по мнению основателя «Римского клуба» А. Печчеи, человек показал свою неспособность в культурном отношении идти в ногу с изменениями, которые он сам внес в этот мир.
Требуется адекватное изменение социальных установок личности и общества, переориентация человечества с идеологии роста материального производства и потребления благ на духовное совершенствование, на ограничение потребностей до разумных, приемлемых природой пределов. В 70-х гг. по заказу «Римского клуба» были проведены широкомасштабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных явлений в отношениях между природой и обществом «Мир-2» и «Мир3», «Стратегия выживания».
Важнейшие характеристики общества являются категориями культуры, вообще общественно-экономическая формация определяется через элементы культуры. Вот как это выглядит в трудах сторонников подхода социального эволюционизма:
Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество:
- определяющая сфера экономической деятельности — первичная, т. е. сельское хозяйство;
- основная цель — власть;
- ведущие формы социальной организации — церковь, армия, община;
- характеристика общества — несвободное, консервативное, закрытое, примитивное;
- ведущая роль — у священников и феодалов;
- основная мотивация — личная выгода.
Восприятие человека власть имущими: человек — это одно из средств достижения цели, дешевое и не заслуживающее зачастую какого-либо внимания (смерды, быдло, холопы).
Индустриальное общество:
- основная сфера экономической деятельности — вторичная, т. е. промышленность;
- специфическая форма социальной организации — корпорация;
- основная цель — деньги;
- ведущая роль — у бизнесменов;
- мотивация — на удовлетворение первичных потребностей;
- определяющий фактор общественного развития — уровень развития науки и техники;
- характерные черты: глубокое разделение, специализация и кооперация труда, массовое производство, механизация и автоматизация;
- классовое деление общества.
Адекватная форма представления о человеке на производстве — кадр, «винтик», носитель «фактора производства» под названием «живой труд». Восприятие работников руководителями: работники — это ресурс, сравнительно дешевый и в большинстве случаев легко заменяемый. При этом выделяется и «прикармливается» достаточно широкая группа профессионалов, «белых» и «синих» воротничков, носителей ценных профессионально-квалификационных свойств.
Постиндустриальное (технотронное) общество:
- преобладает третичная сфера экономической деятельности — сфера услуг, наука и образование;
- цель — знания, информация;
- в бизнесе ведущую роль играют ученые, профессиональные специалисты, менеджеры-консультанты;
- мотивация ориентирована на удовлетворение высших потребностей (первичные в основном удовлетворены);
- основа поступательного движения общества — кибернетика, высокие технологии, отраслевое и профессиональное разделение труда;
- движущий фактор — технологические революции;
- организационная система, определяющая научно-технический прогресс, — университеты;
- профессиональное деление общества вместо классового (в идеале). Сохраняются социальное неравенство, отчуждение личности от управления, частная собственность и основы для социальных конфликтов.
Адекватная форма представления о человеке на производстве — в рамках теории человеческого капитала. Восприятие человека на производстве: человек — это специфический капитал, обладающий теми же свойствами, что и денежный, и способный при правильном распоряжении им приносить немалый доход. Приведем еще некоторые определения и характеристики современного общества, сформировавшегося в ведущих странах развитого капитализма.
Информационное общество:
- использование огромных объемов информации в связи с ростом масштабов производства, интенсификацией и интеллектуализицией труда, усложнением процессов управления. Решения, важнейшие для судьбы компании и даже общества, принимаются уже не выдающимися одиночками, а многими и очень разными людьми ввиду причастности этих многих к огромным ресурсам и предоставления им новых возможностей (доступность боевых средств, вплоть до оружия массового поражения, порождает страшные формы терроризма, доступность информации и информационных сетей порождает хакерство и т. д.);
- появление новых отраслей промышленности, связанных с НТП, вычислительной техникой, телекоммуникациями, вооружением, космосом, энергетикой. Ведущий сектор экономики и фактор развития — информационный сектор, представленный наукой, образованием, искусством, управлением, рекламой, СМИ и т. п.;
- меняется профессионально-квалификационная, образовательная структура общества, характер, содержание труда, образ жизни;
- информация становится основным продуктом и ценностью в обществе (хотя так было всегда: «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией»);
- новые возможности труда и отдыха изменяют и социокультурные обстоятельства жизни людей, их ценностные ориентации, условия развития личности, общения;
- возможно проявление «компьютерного тейлоризма», подчинение поведения человека компьютеру с его многочисленными и весьма привлекательными возможностями увлекательного времяпрепровождения или с принуждением к определенному образу и ритму жизни, связанному с поступлением информации и необходимостью ее срочной обработки.
Адекватная форма представления о человеке на производстве — теория развития человеческих ресурсов. Человек, получивший возможности радикально влиять на судьбу организации, группы, иногда даже человечества, должен свою усиленную с помощью НТП мощь направлять на благо организации, а не во вред ей.
Поэтому нужно создавать в организациях такие привлекательные условия, такие возможности для удовлетворения его потребностей, чтобы он испытывал благодарность, был предан своей фирме и вкладывал бы в свою работу весь потенциал без дополнительного принуждения. Особенно ценной составляющей потенциала признается потенциал к развитию, творческий потенциал, групповой потенциал.
Общество потребления:
- ориентация производства, включая крупносерийное, на потребности индивида, что возможно в условиях эффективной организации производства и задействования потенциала персонала;
- адекватная форма представления о человеке на производстве: персонал — главное достояние («тойотизм»), наиболее ценный и в то же время самостоятельный, самоуправляемый фактор, ему следует предоставлять больше свободы, полномочий, возможностей для развития, при выборе вида управленческого воздействия следует опираться на достижения психологии и всех направлений в менеджменте.
На наш взгляд, культурологический подход не противоречит системному, а позволяет сделать упор, акцентировать внимание в первую очередь на высшее, что есть в человеке и обществе, — душу, духовность. В диспозиции целей существования человека и человечества именно духовность занимает первое и важнейшее место. Практически все религии мира направлены на духовное совершенствование людей. Потеря духовности — это деградация.
Газета «Труд» 24.03.2000 г. поместила заметку П. Волпянского «Жить стало веселее». В ней, в частности, приводится мнение шведского профессора Д. Вассерман, что изменения духовной атмосферы в шведском обществе, в котором «вещизм» (бесконечное приобретательство, утилитарно-потребительская ориентация) потеснен новыми, «зелеными», ценностями: влечением к здоровому образу жизни, общению с природой, стремлением активно участвовать в ее защите, помогают человеку избегать стрессовых ситуаций, неизбежных в изнуряющей гонке за успехом и благами. Данное изменение привело, в частности, к уменьшению числа самоубийств в Швеции, которое здесь в 3 раза выше, чем число погибших в дорожно-транспортных происшествиях.
- Слагаемые убеждения
- Факторы формирования команды
- Понятие и особенности групп в организации
- Заготовка для разработки коллективного договора
- Международные регуляторы трудовых отношений
- Социальные признаки этичной корпорации
- Примерные правила внутреннего трудового распорядка российской корпорации
- Культура речи корпорации (культура деловой переписки)
- Деловое общение посредством визитной карточки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу