Концепция разработки системы переходных педагогических процессов
Опираясь на обоснованные ранее научные предпосылки, сформулируем приоритетные концептуальные положения проектирования модели реализации переходных педагогических процессов в системе непрерывного образования.
К ним прежде всего относятся последовательные звенья непрерывного образования, каждое из которых следует рассматривать как самостоятельную педагогическую систему: «семья – дошкольное образовательное учреждение – начальная школа – 5–9 классы школы – старшие классы средней школы – учреждения профессионального образования – производство – жизнь и деятельность специалиста».
Для обеспечения плавного перехода от одной из перечисленных педагогических систем к последующей необходимо обеспечить связь как структурных, так и функциональных компонентов этих систем: целей и содержания, осуществлять преемственность методов обучения, координацию педагогических действий, поэтапное творческое развитие учащихся путем включения их в разнообразную и постепенно усложняющуюся мыслительную и конструктивную деятельность.
Таким образом, первым концептуальным положением проектирования модели переходных педагогических процессов является системно-синергетический подход.
Системообразующим фактором проектируемой модели выступает принцип преемственности, сущность которого была раскрыта выше. Это утверждение является вторым концептуальным положением разрабатываемой модели.
Модель переходных педагогических процессов в системе непрерывного образования будет действенной, если она будет спроектирована и реализована не только на основе принципа преемственности, но и на всестороннем учете и взаимодействии его с другими дидактическими принципами: гуманизации, мотивации учения и труда, единства обучения и воспитания, индивидуализации, политехнизма, профессиональной направленности.В этом состоит сущность третьего концептуального положения проектируемой модели системы.
Гуманизм в общефилософском понимании – это социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих физических и духовных сил.
Сущность принципа единства обучения и воспитания состоит в том, что в процессе учения формируются не только знания и умения, но и ведется развитие социально значимых и личностных качеств молодежи.
Знания представляют практическую ценность для будущих специалистов в том случае, если они вписываются каксоставные и необходимые элементы в систему знаний и умений по той или иной специальности.
Политехнизация обучения обусловлена наличием в различных технических знаниях общей, инвариантной основы.
Взаимодействие принципа преемственности с профессиональной направленностью, политехнизмом, единством обучения и воспитания в системе переходных педагогических процессов обеспечивает выполнение требований принципа мотивации учения и труда учащихся.Четвертым концептуальным положением проектируемой модели системы являются основы компетентностно-ориентированного обучения. Его сущность заключается в приближении получаемых обучаемыми знаний и умений к предстоящему творческому учебному и производственному труду.
Пятое концептуальное положение разработки модели системы реализации переходных педагогических процессов состоит в рассмотрении становления и развития учащихся в каждом звене системы непрерывного образования по единой для всех звеньев последовательности развития: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Рассмотрим каждую из них:
- Стадия возникновения соотносится с периодом адаптации учащегося к новым условиям обучения и труда, с его объектным состоянием, характерным для начала педагогического взаимодействия с обучаемым.
- Стадия становления личности на каждом новом этапе непрерывного учебно-воспитательного процесса и труда соответствует субъектно-функциональной фазе реализации функций обучаемых.
- Стадии зрелости соответствует субъективная фаза: её определяет внутренняя позиция сознательного сотрудничества обучаемого с педагогами, когда организация, обучение и воспитание активно подкрепляются самоорганизацией, самообразованием, самовоспитанием.
- Четвертый элемент развития учащихся в любой педагогической системе – преобразование – прямо переносится на динамику изменения и коррекции внутренней позиции учащихся в условиях новой учебно-воспитательной, трудовой или жизненной ступени.
Перенося эту методологию на предмет настоящего исследования, следует подчеркнуть, что спираль развития учащихся по стадиям – возникновение, становление, зрелость и преобразование – характерна для каждого образовательного и трудового звена.
Переход между звеньями образования и труда будет плавным, если предварительно выявить и учесть ряд обстоятельств:
- характерные особенности целей и условий учебно-воспитательного процесса каждого звена системы непрерывного образования и труда;
- новые конкретные задачи учебно-воспитательного процесса в отношении субъектного развития личности учащихся на каждом этапе;
- принципы отбора и структурирования содержания обучения, личностного развития в каждом звене системы непрерывного образования и жизнедеятельности;
- содержание педагогической деятельности воспитателей, обеспечивающих выполнение задач предстоящего этапа;
- противоречия между предстоящими перспективами развития учащихся и их настоящим состоянием;
- состояние настроя обучающихся на сознательное соучастие в выполнении предстоящего перехода к новому этапу своего развития;
- существо затруднений, испытываемых обучаемыми при соучастии в разрешении противоречий учебно-воспитательного и трудового процесса на новом витке развития;
- основные организационно-педагогические условия, содействующие плавному переходу обучаемого из одного звена непрерывного образования в другое;
- определение содержания самостоятельной деятельности обучаемых, способствующей их успешному переходу от одной стадии развития к другой.
Благодаря такому подходу оказывается возможным определить, что учащиеся получили в результате предшествующих звеньев образования и труда, а что им ещё необходимо приобрести для успешного перехода к последующему звену образования и жизнедеятельности.
В качестве шестого концептуального положения проектируемой модели системы нами рассматривается ориентация системы переходных педагогических процессов на непрерывное и целостное развитие и становление личности учащегося как активного субъекта учебной, трудовой и предстоящей профессиональной деятельности.
- Подготовка к переходу на пенсию
- Условия перехода воспитания в самовоспитание личности
- Факторы перехода выпускников школы к образованию в вузах
- Оптимизация перехода выпускников школ к вузовским условиям обучения
- Сущность и условия оказания педагогической поддержки
- Психологическая готовность учащихся к переходу из начальной в среднюю школу
- Готовность к обучению в средней школе
- Переход учащихся школы к предпрофильной подготовке
- Переход от учения к профессиональному самоопределению школьников
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу